24.05.2012 Просвещение в Год российской истории

В последние годы очень заметно, во многом благодаря усилиям Русской Православной Церкви, возрос интерес общественности ко Дню славянской письменности и культуры, который всероссийским празднованием отмечается 24 мая. Так, 3 мая 2012-го между Русской Православной Церковью и Министерством культуры Российской Федерации было заключено Соглашение о сотрудничестве, которым в том числе предусмотрено совместное празднование Дней славянской письменности и 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского (2014 г.).

Обычно перед этим церковно-государственным праздником проводится большая подготовительная работа. И значительную ее часть можно назвать просветительской, ведь, к сожалению, лишь немногие из обычных – не ученых – людей знают его глубинную историческую подоплеку.

В р.п. Коченёво православный приход храма во имя Архистратига Михаила и специалисты Центральной районной библиотеки незадолго до 24 мая провели День православной книги. Настоятель храма протоиерей Тимофей Морев пригласил к себе в помощники магистра богословия отца Бориса Пивоварова и кандидата филологических наук отца Дмитрия Долгушина, чьи широкая эрудиция и увлекательное изложение исторического материала восхитили участников районной научно-практической конференции, посвящённой Ф. М. Достоевскому, в мае 2011 года. И вот - новая встреча, по не менее значимому поводу.

В читальном зале для многочисленных собравшихся на День православной книги обеими сторонами была подготовлена выставка православной литературы из фонда храма и ЦБС. Наряду с современными изданиями можно было увидеть старинные церковные книги, привезенные гостями.

Отец Тимофей Морев, первым начавший говорить перед аудиторией о книжной культуре («Мы как священники находимся внутри русской традиционной книжной культуры, «питаемся» из нее…»), только подтвердил тайные опасения, насколько труднее приходится тем, кто пытается познать эту культуру извне.

«Если историю человечества изобразить в виде циферблата, то книжной культуре будет выделено пятиминутное деление. Все остальное время – бесписьменное…» - оставил зарубку в памяти отец Тимофей. И обратил внимание на самое значимое, приведя слова академика Дмитрия Лихачева о том, что «с крещением Русь совершила прыжок к письменности».
Совершив емкий экскурс в события 9-11 веков, он особо подчеркнул, что «русская книжность изначально была церковной, чтобы обеспечивать богослужение». Уже во времена князя Владимира, крестившего Русь в 988 году, в Киеве насчитывалось около 400 храмов. И настоятель подробно рассказал, какие книги люди хотели видеть и читать в них, начиная с текстов, посвященным святым (Минеи), и до самой ценной книги – Евангелия, лежащей в церкви на престоле.

А заслуга святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, памяти которых посвящен День славянской письменности и культуры, прежде всего в том, что они предложили чтение на доступном всем языке… 

Рассказал Отец Тимофей и появлении на Руси сборника священных книг – Библии, которую за эти века издавали чуть более тясячи раз, и об истории, давшей толчок для появления в стародавней Москве школы, из которой позже выйдет греко-латинская Академия и Московский университет.

Увлекательное повествование продолжил магистр богословия отец Борис Пивоваров, напомнивший, что до 2010 года Дни славянской письменности и культуры принимали поочередно крупные города России (Новосибирск – в 2002-м). Их регулярное празднование началось после того, как в Новгороде в 1988 году было торжественно отмечено 1000-летие крещения Руси («Объединяет нас история и культура, и надо бы помнить свои истоки», - мудро заметил он.). А темой его беседы стали «Факсимильные издания памятников Древнерусской литературы», причем с собой для наглядности искусства переиздавать так, как книга была выпущена в самый первый раз, Б. Пивоваров привез книги 11-го, 14-го, 15-го и 16 веков, всего 5 изданий, ведь факсимильные являются довольно редкими.

Он рассказал о самом древнем датированном издании – Остромировом Евангелии (1056 г.), взяв в качестве контекста то, что 2012-й объявлен Годом российской истории («У школы появилась возможность сделать его Годом исторического просвещения», - заметил священник.).

Упомянул Б. Пивоваров о Псалтыре и «Изборнике Святослава» (1073 г.). Всего от домонгольского периода сохранилось около 160 - не книг, а их фрагментов. Был им затронут и переход от свитка к книге… Ценность же факсимильных изданий заключается в том, подытожил отец Борис Пивоваров, что «мы как бы вживую можем посмотреть на стариннейшие страницы и миниатюры, реально прикоснувшись к истории».

…А из двух предложенных отцом Дмитрием Долгушиным участникам Дня православной книги тем они захотели услышать о жизненном пути и просветительском подвиге братьев Кирилла и Мефодия.

Они родились в состоятельной семье византийского чиновника, всего в ней было 7 детей. Отец дал им хорошее домашнее образование, причем у Константина (в монашестве – Кирилла) была особая склонность к учению. Ему повезло и в дальнейшем, когда после смерти отца его взяли продолжить образование при дворце в столице Византии. От своих учителей перенял многие качества настоящего филолога, при этом увлекался и философией. Юношу не интересовали соблазны светского мира, он сразу заявил, что хочет стать монахом.

Но перед тем ему довелось вместе с братом послужить на посольском, вернее – миссионерском, поприще, поскольку тогда в них включались и православные богословы, чтобы вести диспуты способствуя распространению православия.

Через какое-то время византийский император Михаил Третий предлагает Константину (Кириллу) самому создать азбуку («Проповедь без записи – как беседа на воде».). И после этого тот долгое время учит моравов славянской азбуке и письменности. Это обучение привело к тому, что моравская церковь стала самостоятельной, то есть богослужения шли уже на славянском языке, а не на латыни.

Позже Константин (Кирилл) с братом направились в Рим, чтобы передать Папе Римскому Адриану обретённые ими в своих перемещениях по странам и городам мощи святого Клементия Римского. И в церкви во имя этого святого, куда положили его мощи, также часть богослужений велась на славянском языке.

Скончался Константин (Кирилл) в Риме в 869 году, добившись осуществления просветительских планов. Незадолго до смерти он принял монашеский постриг под именем Кирилл.

А Мефодий вернулся в Моравию, стал первым епископом этого государства, продолжая переводить на славянский Библию.

Когда политическая обстановка в стране изменилась и началось преследование всего, что было связано с Кириллом и Мефодием, то последний перед смертью находился в заключении. Моравия была разорена.

Вместе с учениками братьев просвещение переходит в Болгарию. Здесь создается второй просвещенческий центр. Сотни текстов были переведены с греческого на славянский язык. И хотя гонения на славянских богословов продолжались, Русь уже успела подхватить эту эстафету… Можно добавить, что сразу появились церковные празднования и поминовения Кирилла и Мефодия – как по отдельности, так и вместе. А в 19 веке они приобрели церковно-общественный размах.

То же самое, пожалуй, можно сказать и о нашем времени. Прощаясь в завершение Дня православной книги в р.п. Коченево, отец Борис Пивоваров, являющийся председателем Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии, и отец Дмитрий Долгушин, доцент кафедры истории культуры НГУ, настоятельно приглашали заинтересованную аудиторию, в числе которой были работники школьных и сельских библиотек, посетить хотя бы главные из многочисленных мероприятий празднования Дней славянской письменности и культуры в Новосибирске с 22-го по 27 мая 2012-го.

Понятно, что по ряду причин для сельских жителей подобные поездки достаточно сложны в осуществлении, но в одном наверняка нельзя сомневаться: прошедшее в Центральной районной библиотеке совместное с православным приходом храма во имя Архистратига Михаила мероприятие надолго останется в памяти и душах его благодарных участников. В Год российской истории как никогда приветствуется и востребовано просвещение…

Ольга ЖИГАЛОВА


Календарь