История

Краткая летопись прихода во имя Архистратига Михаила р.п.Коченево.

Наш район на карте области.

Коченевский район образован в 1924 году. Район расположен в западной части Новосибирской области на расстоянии 60 км от областного центра – г.Новосибирска и граничит с Новосибирским, ордынским, Чулымским и Колыванским районами, занимая, по отношению к ним, центральное положение. Его площадь 507,1 га.

Административный центр – р.п.Коченево с населением 16489 человек расположен по линии Западно-Сибирской железной дороги и федеральной автотрассы и представляет собой компактный массив, в котором сосредоточены большинство предприятий практически всех производственных отраслей, имеющихся на территории района.

Основная отрасль экономики района – сельское хозяйство (выращивание зерна и мясомолочная продукция).

На территории района выявлены и разведаны местонахождения торфа, сапропеля, глины, песка для строительной индустрии, пресных и минеральных подземных вод.

 

По старому Московскому тракту.

История села Коченево уходит вглубь истории и связана с процессами, которые переживала Россия начала 20 века. – Это строительство главных транспортных магистралей на востоке страны – Московский тракт и железнодорожная магистраль.

… Впервые в списках населенных мест отмечается село Коченево по фамилии первых жителей в 1859г., а с 1896г. начинается его активное развитие.

Плодородие земли, наличие обширных пастбищ, воды хорошего качества из колодцев – именно это привлекало переселенцев из Европейской России.

Русские люди, осваивая новые земли, всегда в первую очередь строили храмы Божии, чтобы возносить в них непрестанную молитву ко Господу, понимая, что без воли Божией и Его благословения не устоять никакому человеческому устроению.

Архивные данные по состоянию на 1914 год говорят о том, что в Коченевском районе были церкви во многих селах.

В 1924г. в Коченевском районе было 12 церквей и в них 78 церковнослужителей.

До 1917г. именно Церковь активно занималась народным образованием, открывались церковно-приходские школы, где дети могли учиться.
 

(Записано со слов снохи бывшего
старосты церкви села Воробьево
– Беушкиной Евы.
На июль 2003 г. ей 82 года)

Церковь села «Воробьево»

Название церкви не помнит.

Село Воробьево относилось к Антипинскому сельсовету. Церковь 2-главая и плюс колокольня.

Построена к конце 19 – начала 20 веков. (189… какой-то год). Церковь строили скопом Сёла: Осиновка, Богдановка, Боготол, Антипинка, Лебяжье, Кабацкое и другие. Староста церкви Беушкин Петр Антонович, его жена Беушкина Мария Давыдовна была просфорницей. Староста умер в 1940г. в возрасте 63 лет. Сноха Беушкина Ева, сейчас ей 82 года.

Дьякон – Деменников Петр Андреевич.

Церковь закрыли в 1937 году. Последняя служба была на Троицу. Церковь стояла закрыта, алтарь закрыт и никого туда не пускали; хранили зерно в церкви. Вскоре украли из церкви (из алтаря) ризы, но потом их частично нашли в лесу.

В 1942г. был прислан уполномоченный по изъятию ценностей. Фамилия его Юртаев. Сам он ничего своими руками не трогал, а изымал и укладывал все председатель (Кольсков Иван). Он же вырубал иконы с иконостаса, отбирал у верующих иконы (они хотели их сохранить) и все порубил. Венцы (их было два: старый и новый) он потоптал ногами.

Кресты и купола были позолочены. Их снимали тракторами из с.Казанки.

Паникадило было позолочено с хрустальными подвесками. Когда снимали – уронили и разбили, металл выбрали и отослали, целые подвески выбрали и отдали в детский сад детям играть. Председатель узнал об этом, отобрал, отругал людей, («Что, хотите заразить детей церковным…») разбитые подвески закопали.

Судьба церкви – в селе Казанка из церкви построили 2-х квартирный дом и сельсовет, позднее это была больница, а сейчас снова жилой дом.

Судьба пристроек церкви – сначала построили клуб, потом его отдали на пригон ветерану. (~ 1999 – 2000г.). (Путилин Павел – 1-ый раз его парализовало прямо на пригоне, когда делал крышу; дважды его парализовало, потом он умер; его жена сейчас живет в Чике).

Судьба крестов – 1-ый крест стоит и сейчас на кладбище села Воробьево на могиле 2-х детей, погибших трагически.

2-ой крест – на кладбище в Казанке (Верх. Карасук.) на могиле немого (кажется Евсюков).

3-ий крест – на кладбище в Семенихе на могиле бабушки.

Сел Воробьево и Семениха нет, а кладбища целы.

(Кресты железные, кованые, крепкие)

Плащаницу, когда сворачивали, то слышен был треск (краска лопалась), а верующие плакали, говорили: как будто косточки Христа ломали.

Судьба председателя – позже его перевели председателем в поваренку, там его уличили в воровстве, сидел в тюрьме, потом жил в Коченево на ул.Горького. Потом дети его увезли в Новосибирск, где он и скончался. Пенсию ни разу не получил.

(Со слов Беушкиной Евы, пересказал мне Александр Александрович Игнатьев, учитель рисования – художник. 10.07.2003г.)

 

История прихода.

Еще в том маленьком поселке вблизи станции Коченево в 1898г. была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила; «земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин и лесных наделов 20 десятин.

Состав прихода:

  • с. Коченевское;
    деревни:
  • Троицкая - 8 верст
  • Бармашевская - 7 верст
  • Семеновская - 12 верст
  • Кремлевская - 10 верст

Прихожан обоего пола 3419 душ.

Причта по штату: 1 священник и один псаломщик.

Содержание причта: при готовых причтовых домах жалование из казны – 400 рублей и доходы от треб.

При доходе имеется походная церковь, приобретенная в 1909г.

В селе Коченевском – Церковно-приходская школа, другая школа гражданского ведомства при станции Коченево Сибирской железной дороги».

(По архивным данным по Коченевскому приходу восьмого Благочиннического округа Томской епархии 1014 году.
1. Справочная книга, 1914 год, стр.175
1. 2. Государственный архив Новосибирской области фонд л. 1206 Объединенный фонд Новониколаевских церквей. Дело №148, листы 25-26, 35-36 )
2. Государственный архив Новосибирской области фонд л.1206 Объединенный фонд Новониколаевских церквей. Дело № 148, листы 25–26, 35–36).

В Коченево в то время проживало 2076 человек, хозяйств насчитывалось 423. Местом общения была церковь. Она находилась на берегу речки Камышенки. В церковь из различных сел, в том числе и дальних, приходили люди для того, чтобы помолиться, купить иконы, свечи.

…Шли годы. Наверно совсем мало осталось жителей Коченево, которые смогли бы мысленно вернуться в начало века и вспомнить церковь, стоявшую на красивом возвышенном месте, недалеко от реки Камышенки.
Спокойно горели свечи у алтаря, испрашивая помощи и благоразумия коченевцам, пел на клиросе замечательный хор, струился легким дымком, все заполняя сладковатым запахом, ладан.

Жизнь православных строилась по законам великих предков, которые хранила и дополняла Русская церковь.

Но не прошли стороной поселок тревожные годы разрушения веры и обычаев. Трагична судьба церкви.

Ее закрыли в 1930 году и разместили в ее здании склад, затем школу, а в 1949 году она сгорела. Но люди, в которых вера во Христа не угасла, жили с надеждой на лучшие времена, когда вновь зазвучит колокол, принесет благую весть.

Жизнь православная не угасла вовсе, службы совершались на частных квартирах (у р.б. Евдокии Корогодиной, у р.б. Иустина Улыбина, у р.б. Лидии Касенковой). Раба Божия Евдокия (Корогодина) работала еще в прежней сгоревшей церкви, пекла просфоры, пела на клиросе. Она сумела спасти многие церковные книги и помогал ей в это деле Иван Кондратьевич Яценко.

Священники из г. Новосибирска не оставили своих чад без окормления. Приезжали из Вознесенского собора о. Борис Пивоваров, протоиерей Александр Смолкин, протоиерей Павел Патрин для совершения церковных Таинств: крестили, исповедовали, причащали, освящали воду, соборовали больных и желающих.

Прошло немало лет, и наступило время благоприятное для Церкви Божией. Радостно видеть, что Россия вновь возвращается к своим традициям, своим корням, что даже страшные годы богоборчества не разрушили связь поколений.

Верующие выдвинули инициативу строительства церкви. Для обсуждения этого вопроса в Коченево приехал протоиерей Павел Патрин, благочинный южного округа Новосибирской епархии, и вел переговоры с представителями власти. Руководство района, в лице Григория Ивановича Макаренко, горячо откликнулось на просьбу верующих об открытии храма в поселке Коченево. Безвозмездно было передано верующим прекрасное здание бывшего РК комсомола.

Приход образован 22 января 1992 года, зарегистрирован 17 марта 1992 года Отделом юстиции Новосибирского облисполкома с наименованием «Свято-Михайловский приход р.п.Коченево Новосибирской области»; 21 апреля 1997 г. Управлением юстиции Администрации Новосибирской области был перерегистрирован с наименованием «Православный приход во имя Архистратига Михаила р.п.Коченево Новосибирской области, Новосибирской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат)».

28–29 марта 1992 года в храме прошло первое вечернее богослужение, Божественная Литургия, Водосвятный молебен, освящение храма, Крестный ход. Настоятелем храма был назначен иерей Тимофей Морев.
С этого времени богослужения в храме стали совершаться регулярно, благодаря чего приход стал расти, пополняться новыми прихожанами.

…прошло еще более трех лет после открытия деревянного храма, но настоятеля не оставляла мысль о строительстве настоящего каменного храма.

Строительство нового храма – это свидетельство того, что наш народ живет с отеческой верой и надеждой на милость Божию.

С самого начала строительства Святая Церковь притягивала к себе людей деятельно неравнодушных, готовых помочь и словом, и делом.

Сегодня немногие помнят, что в далеком 1992 году администрацией было подписано распоряжение о передаче земельного участка по улице Чехова под строительство нового храма, что, в условиях того времени, стоило немалых усилий и финансирования.

…1995 год. Архитектор Руденко Ирина Ивановна готовит проект нового храма.

Проект одобрен Преосвященнейшим (ныне Высокопреосвященнейщий) Владыкой и 15 сентября 1995 года владыка Софроний (Будько), епископ Томский, викарий Новосибирской епархии (позднее архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий; 2008г.), освятил закладной камень в основание будущего храма. Начало его строительство на пожертвования прихожан и благотворителей, по проекту архитектора Ирины Ивановны Руденко.

Новая церковь с иконостасом и звонницей рассчитана на 300 прихожан.

«Как же случилось, что сокрушенные идеалы прошлого ожили в настоящем?» – задал вопрос отцу Тимофею корреспондент местной газеты и получил такой ответ: «Идея Святой Руси, идеалы Православия никогда не были сокрушены. Их тщательно старались спрятать и исказить. Слава Богу, теперь истина становится все более очевидной. Без корней дерево не растет и без фундамента дома не построить. Для России таким фундаментом является Православие.

…Пришло время собирать камни, время прозрения, покаяния и… строительства. Россия, восстанавливая разрушенные храмы, залечивает свои глубокие язвы. Строя храм, люди строят самих себя, приводят в порядок свои души.

На территории Коченевского района было довольно много церквей. Сегодня не осталось ни одной. Это наши долги, это наши незалеченные язвы…»

(Газета «Коченевские вести», 31.10.1995г.)

С верой или без веры в Бога жить каждый решает для себя сам. Но порой кажется: что-то свыше помогает тебе в трудную минуту или каким-то чудом сбывается то, о чем и думать порой немыслимо.
«Церковь – это ковчег спасения. Здесь просим Бога о помощи в трудный час и находим спасение душевное. Это как если врач исцеляет тело, церковь – душу. И мало веровать в душе, надо, чтобы вера подкреплялась добрыми делами, вера без дел мертва.

Мы совершенно искренне убеждены, что именно сегодня во дни смутные и чрезвычайно тяжелые для нашей России, нет более важной и насущной задачи, как возрождение Православия, а для нас – строительство Церкви, потому что только здесь можно научиться жить по-христиански. Причем совсем не нужно ждать, когда мы все неожиданно разбогатеем. Церковь строится не от богатства, а от ВЕЛИКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ – так говорил в свое время настоятель храма о.Тимофей: «Пришло время решить, что для нас важно, что для нас святыня: доллар или Святая Православная верна, Господь Бог–Вседержитель, в руке которого Небо и Земля, история, законы Вселенной и судьба человека».

На первых порах немного нашлось добрых, бескорыстных и самоотверженных помощников, жертвователей, благотворителей, нашлись и находятся для благого дела и души светлые, и сердца отзывчивые, и руки умелые. Господь принимает всех и воздаст сторицей.

…Звонил медоточивый колокол. Совершались Божественные Литургии, а рядом на площади постепенно поднимались стены нового храма. Особенно запомнился день 11 июля 2002 год. К церкви стекался принаряженный люд. Это был большой праздник: на строящийся храм воздвигались купола и кресты. Чин освящения крестов совершил Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский, ему сослужил настоятель храма иерей Тимофей (Морев). На торжестве освящения присутствовал глава администрации Коченевского района А.А.Карасев и многие прихожане, которые, можно сказать, вымолили этот погожий день, чтобы ничего не нарушило торжественности момента. Небо было чистое, голубое – милость Божия в череде нескончаемых дождей, а сияние вознесшихся над куполами крестов слепило, словно солнце.

Это лишь на первый взгляд все происходило в обыденном деловом ритме: работали два крана, один из которых мощнейший японский КАТО, ловко перемещались по строительным лесам мастера-кровельщики Сергей Крупнов и Леонид Короткевич – именно они выполняли работу, за которой все следили с замиранием сердца. Явно чувствовалось нарастание волнения, все отчетливее осознавалось, при каком значительном историческом событии присутствуют собравшиеся. Только представить: кому-то из живущих ныне пришло видеть, как скидывали кресты на землю, а нам – как их водружают туда, где им предстоят сиять века.


Календарь