07.05.2013 Воскресение Господне – Светлая Пасха

 Нынешняя поздняя Пасха, по совпадению выпавшая на завершение пятидневных первомайских каникул, дала возможность как следует подготовиться к ней. Речь идёт не только о праздничном столе, он лишь продолжение праздничной пасхальной службы, на которую нынче собралось как никогда много коченёвцев. Кажется, храм во имя Архистратига Михаила не мог даже вместить всех желающих, кто в предпасхальную Великую Субботу вместе со священнослужителями пожелал открыть двери в радостную пасхальную Седмицу. Часть прихожан присутствовала на пасхальной Полунощнице, где в скорбных напевах прозвучало последнее воспоминание о том, что Господь после своих страданий почил во гробе; другая часть ожидала возгласа «Христос Воскресе!» во дворе. После того, как святую Плащаницу унесли  в алтарь, буквально мгновения разделяли от славящего воскресение Иисуса Христа  пасхального богослужения.

Оно началось после крестного хода, и его круг вокруг храма – символ вечности – замкнулся под звон колоколов. А затем пасмурное небо расцветили золотые брызги фейерверка, подчеркнувшие величие этого православного праздника праздников.
Пасхальная заутреня началась перед закрытыми дверьми храма. Это необычно: самая торжественная служба года начинается на улице, а не в храме. Вслед за ожидаемыми в напряжённой тишине возгласами «Христос Воскресе!» зазвучал тропарь, раскрывающий смысл происходящего – Иисус восстал из могилы, «смертью смерть поправ…»
Пасхальное приветствие – суть нашей веры: это самая короткая проповедь «Христос Воскресе!», на которую верующие отвечают, следуя тем древним свидетелям, кто спешил сообщить иерусалимцам две тысячи лет назад, что Господь «воистину воскрес».
Затем, уже под сводами храма, звучит пасхальный канон: «Просвятимся, люди! Сегодня Пасха Господня….», автор которого – Иоанн Дамаскин, живший в 8 веке.
Это всегда самое динамичное богослужение. Всё – в движении, которое тоже символизирует жизнь, воссиявшую из гроба. Богослужение захватывает полностью, ведь оно раскрывает мысль о том, что через Воскресение Христово совершилось спасение мира. Каждая из 9-и песен пасхального Канона изъясняет величие  праздника Пасхи, раскрывает причины пасхальной радости.
Как сказано в «Слове Иоанна Златоуста на святую Пасху», которое оглашается на этой службе: «Смерти больше нет. ... Все войдите в радость Господа своего. Постившиеся и непостившиеся, все веселитесь одинаково. Никто да не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло спасение…. Да не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Воскрес Христос – и жизнь утверждается!»
А пасхальная Божественная литургия открывается пасхальным тропарём, который от этой святой, спасительной, светозарной ночи Воскресения будет теперь звучать сорок дней, открывая и завершая каждую такую службу вплоть до кануна праздника Вознесения Господня. Богослужение – это прежде всего бескровная жертва, которая приносится Господу Богу за спасение людей.
И нетрудно проникнуться словами Святейшего Патриарха Кирилла, что «пасхальное празднование – совершенно особое. То, что оно приходится на весну – символично, потому что и Господь Иисус Христос обновил, как это происходит с природой весной, жизнь человеческого рода. 
Воскресение Христа было мощнейшим импульсом, обновившим всю историю. Через него была дарована сила Божественной благодати, когда, по образному выражению, можно было начать жизнь с чистого листа».
«Мы все сегодня нуждаемся в этом обновлении, - говорит Патриарх. – Пусть празднование Пасхи Христовой поможет всем нам войти в общение с Ним. И пусть Господь преклонит милость свою ко всем нам…»
…Всю неделю радостной Пасхи раздается перезвон колоколов. Кислород Воскресения. Христос вывел людей из ада, указал путь к вечной жизни. Пасха как утверждение: мы спасены вместе с ним.
Ольга ЖИГАЛОВА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Календарь