«Стремитесь всегда к самому высшему идеалу…»
На исходе мая самое массовое средство информации страны – российское телевидение –показало широко разрекламированный художественный фильм «Достоевский» с Евгением Мироновым в главной роли. Столь пристальное внимание к творчеству и наследию великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского не случайно: в заставке к фильму постоянно повторялись цифры 1821-1881. Прошло сто тридцать лет, как ушёл из жизни этот человек, но осталось то, что заставляет возвращаться к его произведениям, исследуя их глубины. Достоевского называют пророком и духовным провидцем земли русской…
Хочется напомнить: в нынешнем феврале, к датам смерти Достоевского и Пушкина, по инициативе настоятеля храма во имя Архистратига Михаила Тимофея Морева был проведён очень содержательный вечер памяти этих писателей. Два часа, отведённые на прикосновение к их творчеству и общение старшеклассников вместе с преподавателями-гуманитариями по этой теме, пролетели незаметно, закрепившись не только в памяти, но и оставив немало возникших вопросов. Вечер памяти получился тем неформальным мероприятием, после которых возникает желание встретиться вновь.
Такую возможность его основные организаторы и участники – представители Чикской школы № 6 и школ райцентра – вместе с присоединившимися группами учеников и учителями остальных общеобразовательных заведений района получили на состоявшейся под занавес учебного года районной научно-практической конференции «Достоевский – 21 веку».
Конечно, были и сомнения: способна ли гораздо более широкая аудитория, чем на вечере памяти, без особых прелюдий, на которые опять-таки не хватало времени, погрузиться в контекст его произведений, чтобы вынести затем правильное понимание их направленности («Для людей на земле есть две перспективы – или любить, или уничтожить друг друга… Выбор за вами».), но всё получилось! Мгновенно установили атмосферу глубокого внимания в зале напутственные слова открывавших конференцию О.А. Пучковой, начальника управления образования, и отца Тимофея Морева: «Есть вещи, которые не знать и не понимать просто нельзя. Достоевский заставляет задуматься над ними. … «Творят жизнь люди веры» - это слова литературоведа В. С. Соловьёва из его речей в память Достоевского. И не случаен разговор о Достоевском в пасхальные дни – именно такого человека мы сегодня поминаем. 21 век ставит очень сложные и трагичные вопросы. Но среди них есть и те, которыми в 19 веке задавался этот писатель-провидец. Один из главных: если Бога нет, то всё дозволено? …Ответ как выбор потребуется и от нас, и уже очень скоро…»
Как с равными (если не по знаниям, то – по способности воспринимать новое) повёл разговор со старшеклассниками на пленарном заседании приглашённый на конференцию знаток и исследователь творчества Ф. М. Достоевского Владимир Шакирович Сабиров. Зав. кафедрой философии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, доктор философских наук, профессор Сабиров пояснил, что издавна сложилось, что на гуманитарном факультете одного из самых старых высших учебных заведений крупнейшего города Сибири занимаются фундаментальными проблемами человекознания. И в этой области науки невозможно обойтись без обращения к творчеству Достоевского.
- А почему он так актуален сейчас? – задал вопрос Сабиров, чтобы следом акцентировать: «Одним из первых, кто проанализировал проблему экстремизма и терроризма, был именно Достоевский». Нам, чтобы успешно бороться с этим, надо знать причины возникновения этих крайних проявлений национализма.
Чем оригинален писатель? – поставив этот вопрос, профессор обозначил несколько тезисов и блестяще – коротко и предельно ясно – сделал к ним комментарии.
Без сомнений, старшеклассникам перед ЕГЭ очень повезло прослушать своеобразную лекцию-консультацию преподавателя высшей школы, выпустившего в соавторстве с доктором философских наук О. С. Соиной книгу «Читаем Достоевского».
В. Ш. Сабиров подчеркнул, что Достоевский стал первым формировать философию экзистенциального плана, когда человек раскрывается в его предельной глубине. Он же показал очистительную роль страдания, особенно – для оступившегося человека.
Всегда нужно помнить, что писатель выступает как христианский мыслитель. Ставя вопросы выбора: ад или рай, добро или зло; направленности исторического процесса, он решает их как христианский философ.
Достаточно подробно профессор рассмотрел многозначную идею «почвы» в творчестве Достоевского, поскольку писатель был представителем почвеннического направления. Для этого писателя очень важным было убеждение, что русский человек до тех пор остаётся русским, пока живёт на своей земле. Она – источник духовной силы нашего народа. И тот, кто её хулит, рано или поздно потерпит поражение. Ведь русская земля бережётся Богородицей. Достоевский назвал русский народ Богоносцем. Эта мысль родилась у него в Сибири, на каторге. У наших людей, считал он, есть качества, которых больше нет ни у кого. Так, русские собираются не по этническому признаку, а по человеческой сути. И самые отъявленные преступники до конца хранят веру в Божественную силу, полагал Достоевский.
Увлечённо рассказывая участникам конференции о духовных убеждениях и открытиях Достоевского, профессор Сабиров легко держал заинтересованное внимание зала. Наверняка останутся в памяти и завершившие его интереснейшее выступление слова: «Мы подымемся и выполним свою миссию (имея в виду Россию и её народ. – автор), и Фёдор Михайлович в этом нам очень поможет…»
О проблеме свободы у Достоевского в своём выступлении рассуждал кандидат филологических наук иерей Дмитрий Долгушин. Он оттолкнулся от фразы, написанной в юношеском возрасте Достоевским в письме к брату в 1839 году: «Человек есть тайна. Её надо разгадать… И ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время…»
Что за тайна есть в человеке? Каждый рождается, чтобы жить полнотой всего существования. И в то же время мы видим вокруг себя то, что противоречит этому самоощущению – страдания, зло, войны, смерть. Откуда всё это берётся? – развивал мысль иерей Долгушин. –Значит, мир и человек не совсем благополучны.
Откуда берётся зло – над этим Достоевский задумывался с молодых лет. Как его победить? Достоевский знал христианский ответ на этот вопрос: причиной зла является грех. Через грех в мир вошли страдание и смерть. И победить его можно через жизнь во Христе воскресшем…
Затронув тему сближения Достоевского в годы учёбы в инженерном институте с социалистами и затем, через время, его идейные расхождения с ними, Дмитрий Долгушин говорил о героях писателя, которым присуще своеволие как основная черта подпольного человека-«мыши». Но оказывается, открывает Достоевский, путь своеволия не есть путь спасения. Для него указанием является личность Христа. Жертвенная любовь Христа способна преобразить человека. Люди должны иметь идеал сострадания и любви, нравственного стержня. Если нет этого идеала, то и получается, что всё дозволено. А если поставить перед собой высочайшие мерки, то и человек будет исправляться, и зло исчезнет. – завершил свою речь церковнослужитель. (К слову, ещё в самом начале конференции на видеоэкране в зале её участники могли прочесть слова Ф. М. Достоевского «Стремитесь всегда к самому высшему идеалу. Разжигайте это стремление в себе как костёр».)
После завершения пленарной части районной научно-практической конференции «Достоевский – 21 веку» в течение часа работали «круглые столы» учителей русского языка и литературы (руководитель районного методического объединения В. И. Сесорова), учителей истории и обществознания (рук. РМО Н. Е. Борщева) и старшеклассников практически всех школ района (ведущая – Г. К. Ханко, учитель русского языка и литературы Чикской школы № 6). Первые углубляли вопрос «Достоевский о проблеме свободы», перед тем прозвучавший в пленарной части; вторые обсуждали «Время выбора: Христос или антихрист?», а ученики, к которым пришёл иерей Валериан Давыдов, руководитель Общепархиального духовно-просветительного Центра Новосибирской Епархии, попытались порассуждать на тему «Время Достоевского – это наше время?»
Признаюсь, поначалу я надеялась, что смогу побывать на каждом из трёх заседаний, чтобы затем свести в общее впечатление. Не тут-то было! Уж очень захватил разговор, завязавшийся на «круглом столе» старшеклассников с иереем Валерианом. Свойственная подростковому возрасту «каша» в голове, когда путаются и подменяются ещё не усвоенные до конца и не подкреплённые житейским опытом нравственные (и не только) понятия, буквально на глазах преобразовывалась в нечто иное, когда священнослужитель с доброй иронией не спорил, а рассуждал, разматывая клубок путеводной нити мысли перед слушателями. В его непоколебимой христианской вере всё достаточно просто: «Если я произошёл от обезьяны, то это дело случая, и я – сирота, на «родственников» надеяться нечего. Если я сотворён Богом, то у меня есть родитель, который обо мне печётся. И человек тоже творец своей жизни. А в этой жизни Господь заложил свободу выбора, но не вседозволенность. Во зле человек свою свободу выбора всегда теряет. Скажем, откуда наркомания? Это попытка уйти от реальности: я – свободен! Я укололся! В результате теряется всё, и жизнь в том числе. Оказывается, свободен человек только в добре, в служении ему.
Как можно определить, что такое счастье? Да, это внутреннее состояние человека. От внешних атрибутов внутреннее состояние человека не зависит. Другое дело, если критерием становятся внешние атрибуты. А ведь на самом деле корень счастья – это соучастие в жизни другого человека. Да и независимость от внешних обстоятельств достигается элементарно – это выполнение десяти Божиих заповедей. Когда нарушаешь эти заповеди, тогда и начинаются эти страдания… Если знаешь законы построения жизни,
в основе которых лежат именно они, то проблем будет минимум. Не слушайте, когда вещают – «бери от жизни всё!» Возьмёшь – и она обязательно предъявит счёт.
Почему учатся у Достоевского? Потому что он увидел эту связь – совершённого преступления и неотвратимого наказания. Зло, которое сотворил человек, возвращается ему же.
Надо воздать должное этому великому писателю. В его время писания святых отцов только начали переводиться, и об «устройстве» падшего человека не было известно. А он своим умом и путём дошёл до этого знания. Через свою жизнь, страдания, поиск. И его произведения – это путь к Христу», - как бы подытожил общение со старшеклассниками иерей Валериан Давыдов.
Вновь собравшись в актовом зале Детского центра, где проходило это мероприятие, руководители РМО учителей-гуманитариев поделились впечатлениями от работы «круглых столов», они были самые благоприятные и благодарные для устроителей этой районной научно-практической конференции с весьма нестандартной темой. Была принята и резолюция конференции, предложенная для распространения во всех школах района. В ней прозвучало….ДОБАВИТЬ САМОЕ ОСНОВНОЕ,У МЕНЯ НА РУКАХ ЕЁ НЕТ А в завершение, по уже сложившейся традиции вечеров памяти русских поэтов и писателей, организуемых приходом храма во имя Архистратига Михаила, его настоятель протоиерей Тимофей Морев провёл молебен во успокоение мятущейся в годы жизни души великого русского писателя Ф. М. Достоевского. На этом свете он прошел через многие испытания, но «душа только тогда созревает, - сказал отец Тимофей, завершая интереснейшую встречу почитателей провидческого таланта творца и тех, кто только учится ценить духовную составляющую окружающей жизни, - когда терзается важными вопросами бытия».
Ольга ЖИГАЛОВА
|