«Практика проведения оглашения перед совершением Таинства Крещения в приходе во имя Архистратига Михаила р. п. Коченево Каинской Епархии Русской Православной Церкви»

 Имеющаяся в настоящее время практика совершения Таинства Крещения сложилась в тот сложный период истории Русской Православной Церкви , когда в нашей стране было очень мало храмов , когда священнослужители и православные миряне подвергались дискриминации за свои убеждения , а жизнедеятельность православных приходов подвергалась различным внешним ограничениям.

В 1988 году , после знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси , внешние условия жизнедеятельности православных приходов , по милости Божией и молитвам Новомучеников и Исповедников Российских, постепенно стали меняться в лучшую сторону , и поэтому практика совершения Таинства Крещения нуждается в исправлении и улучшении.

За многолетнюю деятельность прихода во имя Архистратига Михаила , выстраивается непре-рывный процесс православного образования , в котором участвуют прихожане разных поколе- ний , посещая воскресные школы для детей и взрослых.

1. Предварительная запись в церковной лавке , выдача брошюры о подготовке к Крещению , листа с вопросами , на которые нужно подготовить конспект и указание православных сайтов , где можно получить ответы.

В нашем приходе висит письменное объявление о времени проведения предварительной ( огла- сительной ) беседы с лицами , готовящимися ко святому Крещению , с родителями детей , которых они желают приобщить к Церкви , а также с будущими восприемниками .

2. Самостоятельная подготовка будущих восприемников и оглашенных

Работа с полученной и приобретенной духовной литературой и с указанными православными сайтами , где можно получить ответы , по которым нужно подготовить конспект . В период между беседами оглашаемым предлагается самостоятельный духовный труд : чтение Евангелия и некоторых глав Закона Божия , обретение опыта личной молитвы.

3. Беседа с катехизатором .

Огласительную беседу предварительно проводит получивший соответствующую подготовку катехизатор , который проводит ее в форме диалога по выданным вопросам , во время которого выясняется уровень подготовки будущих восприемников и на чем нужно заострить внимание.

4. Беседа со священником .

Затем огласительную беседу проводит священник . Но ответственным за качество катехизации остается священник. Это следует из молитвы , которую над священником рукополагавший его архиерей читал при хиротонии : «Исполни его дарами Святаго Духа , чтобы он был достоин предстать безукоризненным пред Твоим жертвенником , чтобы проповедовал Евангелие

Царствия Твоего , чтобы говорил слово Твоей истины, чтобы приносил Тебе Дары и духовные жертвы , чтобы обновлял Твой народ через купель обновления».

Только священник имеет возможность соединять катехизацию со всей пастырской деятельностью в церковной общине : он крестит , помазует миром , наставляет , исповедует , причащает Святых Тайн и , следовательно , должен наблюдать за своими новокрещеными . Если священник не стоит в центре катехизации , то катехизаторская работа будет малоэффективна .

В тех приходах , где уже регулярно заранее проводится огласительная беседа , нужно предусмотреть возможности для проведения двух и более бесед для более тщательной подготовки оглашенных .

5. Таинство Крещения.

Восприемники , в соответствующий момент чинопоследования Таинства , читают вместе с катехизатором громко , не торопясь , Символ веры . Дети , до пятилетнего возраста , раздеваются полностью и после троекратного погружения в купель восприемник (того же пола , что и младенец) одевает крещальную рубашку или заворачивает ребенка в полотенце. В конце Таинства младенец мужского пола вносится восприемником в алтарь и поклоняется Богу . Рекомендуется перенести Крещение с Воскресного дня на субботу или иной день седмицы, так как совмещение в один день и Литургии, и Крещения не позволяет проведению полноценного оглашения. Если Воскресный день будет оставаться основным днем для совершения Таинства Крещения, то все призывы приходить на огласительную беседу заранее (в один из будних дней) останутся неуслышанными . И в городах , и в районных центрах люди будут говорить , что у них только в Воскресенье есть возможность прийти в храм для Крещения . А если Крещение будет назначено , например, на субботу , то они станут приходить и для подготовительной беседы.

Древняя церковная практика — это крещение в субботу , накануне общей для всех христиан Литургии , а не в самый Воскресный день.

6. Беседа после Крещения .

После Крещения требуется наставление новокрещенного или его родителей и восприемников к последующей церковной жизни с подчеркиванием особого значения Таинства Евхаристии для православного христианина . Такое наставление должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода (например , посещение церковной школы для взрослых ). Затем для матерей , крещенных младенцев , прочитываются молитвы на сороковой день и проводится беседа.

7. Участие в церковной жизни .

В предварительных беседах соориентировать оглашаемых в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. О необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству Крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения . По указанию святого Апостола Павла, всё в церковной жизни должно совершаться благообразно и по чину. Это требование касается, прежде всего, созидания атмосферы молитвенности и благожелательства .

Благообразным (и не только внешне) должно быть поведение всех труждающихся в приходе . Если новый человек придёт в храм и почувствует , что здесь с людьми , молящимися в храме , Сам Бог пребывает , то это будет самой действенной катехизацией .


Календарь